Кактусные коллекции:
Суккулентные коллекции:
Куплю-продам
Другое:
|
Повесть
о Станции Юннатов
1. Храм для детей
Вот говорят, что нет худа без добра. Такое худо однажды произошло со
Станцией юннатов. В конце семидесятых годов прошлого столетия приглянулась
кому-то территория станции, ну и оттяпали две трети её под какое-то строительство.
"Изъяли" старый фруктовый сад с крепкими ещё деревьями, ягодники,
бахчи и многое другое. Директор собрал документы, фотографии и махнул
в Москву. В Центральный комитет КПСС. К Брежневу.
К Ильичу он не попал. Принял его ответственный работник. Прочитал бумаги,
посмотрел фотографии и коротко сказал:
- Вы можете ехать домой и спокойно работать. ЦК вас поддержит.
"Хорошо сказать - спокойно работать", - с горечью подумал директор.
Но, делать нечего, уехал в Куйбышев.
Вскоре его пригласили к первому секретарю обкома. "На ковёр",
- подумал он, но ошибся. Там его ознакомили с бумагой из ЦК, в которой
первому секретарю предписывалось, во-первых, прекратить дальнейшее разрушение
станции; во-вторых, для оставшейся территории подобрать лучший типовой
проект, обеспечить финансирование, построить и доложить об исполнении.
И что бы Вы подумали? Да, прекратили, подобрали, обеспечили, построили.
А по поводу "доложить" - не знаю. К этому времени Горбачев устроил
перестройку, и всем стало не до докладов.
Эта "перестройка" натворила столько бед по всему Советскому
Союзу, что ни словом не сказать, ни пером не описать. Повсюду началась
разруха, развал, грабежи, убийства. Конечно, больше всего пострадали дети.
Как теперь стало ясно, основной удар был направлен против них, самых незащищенных
и самых ранимых.
Не избежала этой тяжелой участи и наша область, и город Куйбышев, вскоре
переименованный в Самару. И у нас тоже издевались над детьми, и даже убивали.
Случилось подобное убийство по соседству со станцией - в Ботаническом
саду.
В такой тяжелой обстановке восстанавливала свою деятельность Станция
юннатов после реконструкции. Перепуганные родители боялись отпускать своих
детей. Чтобы их как-то успокоить мы, педагоги, собирали детей в обусловленных
местах и везли на станцию, а после занятий отвозили их кого на остановки
городского транспорта, кого в школу, а вторую смену развозили даже по
домам.
Постепенно доверие к нашему коллективу укреплялось, и однажды кто-то из
родителей внёс в книгу отзывов нашей станции благодарственную запись,
в которой были такие слова:
"Ваша станция - это храм для детей!"
Прочитав эту запись, мы порадовались, но со временем забыли её.
А зря!
И чем дальше уходит время, тем больше я соглашаюсь с утверждением тех,
кто тогда сумел разглядеть истинную ценность и, я бы сказал, предназначение
станции -- быть храмом.
Что такое храм?
В бытовом понятии - это место, куда человек приносит свою израненную,
исстрадавшуюся душу, чтобы дать ей хоть немного отдохнуть и набраться
сил. И он получает нужное.
В действительности это не просто место, а комплекс явлений, действующих
аккордно. Это и здание особой конструкции, и необычный верхний свет в
нём, и богатая роспись на стенах и плафонах, и ритуальное богослужение
при изумительной акустике; наконец, это и полная изоляция от ядовитого
внешнего шума. И доброжелательность, доброжелательность, доброжела-тельность…
И наша станция оказывает на юннатов такое же аккордное воздействие. Это
и комплекс её зданий (единственный в мире, ставший памятником архитектуры),
и прекрасный коллектив педагогов, и море цветов, овощей, животных, рыб,
и ритуальные праздники птиц, земли, ёлки, чая, весны; и доброжелательность,
доброжелательность… На станции тишина. Здесь нет звонков и оценок. Нет
воплей во время школьных перемен. Здесь детская душа отдыхает, а ребёнок
набирается знаний и физических сил.
Конечно, всю эту благодать для юннатов создаёт коллектив педагогов, спору
нет. Но сегодня речь пойдёт не о них, одержимых любовью к детям, а об
их помощниках. Конкретно, о Лоте.
Живёт она на станции уже 17 лет. В переводе на человеческий возраст ей
уже давно за восемьдесят. Какой она породы, я не знаю. Об этом могут сказать
специалисты, но это не важно. На мой взгляд, она заслуживает быть вписанной
в историю станции. За эти годы Лоту узнали тысячи и тысячи детей. Прикиньте
сами, если ежегодно на станции появлялось более 150 новичков. Сколько
детских рук ежедневно гладили её спину, получая ответное тепло? И собака
она не простая, ибо тоже участвовала в воспитательном процессе в меру
своего собачьего ума, и в меру своей собачьей логики.
Это она по утрам встречала юннатов у ворот, весело помахивая хвостом,
создавая ребёнку задел радости на целый день. Это она бегала с ребятами
по дорожке, когда им нужно было выплеснуть избыток энергии, накопившейся
в организме. Это только ей одной разрешалось беспрепятственно входить
в класс во время урока, ложиться возле ребят и слушать рассказы педагога.
Это она… Хватит перечислять! Лучше я расскажу пару маленьких историй.
Надеюсь, что мой рассказ будет дополнен другими педагогами с куда более
интересными и значимыми случаями из жизни Лоты.
1.Храм для детей | 2.Подхалимка
| 3.Война миров
2005
Любимов Александр Владимирович
Кактус-клуб "Корифанта"
Самара
|